АЗБУКА РОЖДЕСТВА

Азбука Рождества


«Рождество опять застало тебя врасплох»
Борис Гребенщиков




Доброго времени суток, Дорогой гость!
Вас принес Рождественский ветер? Или Вы заскочили на серфе, простите, сноуборде? Как бы то ни было я очень рада Вам.
Открою секрет заранее: одна из Рождественских традиций – принять как лучшего друга любого гостя, пришедшего в Ваш дом в Рождественское время.
А может мы с вами похожи в том, что испытываем таинственное притяжение к празднику Рождества. Вот я и решила открыть свой сайт немного пораньше, чтобы успеть приготовиться.
Да и потому что само время подготовки к Рождеству овеяно тайной. В эти дни Рождества и Нового года даже время словно становится материальным, и потому хочется отделить его от остального времени чем-то необычным и невероятным. А что же может быть невероятнее Магии Рождества?
Итак….

четверг, 9 декабря 2010 г.

Подготовка к Рождеству. Адвент


Как и празднику Пасхи, Рождественским праздникам предшествует подготовительный период. В странах Западной Европы, он начинается за 4 недели до Рождества и называется Адвент. Латинское слово “адвент” означает “пришествие”. Таким образом все помыслы верующих в это время направлены на ожидание пришествия Господа (adventus Domini). При этом внимание сосредотачивается на прошлом, когда народ Израиля, опираясь на многочисленные ветхозаветные пророчества, ожидал пришествия Спасителя-Мессии; на настоящем, то есть присутствии Иисуса Христа в Слове и Таинстве (мистики называют это “рождением Бога” в человеке); и на будущем, когда в день Страшного суда Христос вновь придёт на землю, чтобы судить праведников и грешников.

Первые упоминания об Адвенте встречаются не в Риме, а в Испании и Галлии. Так, во второй половине 4 века епископ Турский Перпетуй призывает поститься три раза в неделю в период между Днём святого Мартина (11 ноября) и Рождеством. Объясняется это тем, что Церкви Испании и Галлии поддерживали более тесные связи с Византией и Иерусалимом, где Рождество отмечалось 6 января. В этот же день, как правило, совершался обряд крещения, к которому следовало основательно подготовиться. Поскольку на Востоке существовал обычай не поститься по субботам и воскресеньям, то из 8 недель (с 11 ноября по 6 января) вычитались непостные дни, в результате чего сам пост составлял ровно 40 дней.
Первоначально в Риме (а в Милане и по сей день) период Адвента продолжался 6 недель. И лишь в конце 6-го века Папа Римский Григорий Первый Великий сократил его до 4 недель. Постепенно этот обычай распространился в большинстве стран Западной Европы, хотя долгое время Адвент истолковывался по-разному. В Риме, например, преобладали идеи Рождества Христова, то есть ожидание вочеловечения Бога. В Галлии же, под влиянием ирландских миссионеров, упор делался на эсхатологический момент, то есть на ожидание Страшного суда. Поэтому там период Адвента был временем покаяния.
В восточных Церквях Адвента как такового нет. Тем не менее 28 ноября начинается 40-дневный Рождественский пост, известный также под названием Филиппов пост. А в последние 2 воскресенья перед Рождеством отмечаются Неделя праотец, посвящённая Аврааму и другим патриархам до обручника Марии Иосифа, и Неделя отец, когда вспоминают родителей Иисуса Христа. С 20 декабря на богослужениях явно ощущается предрождественский настрой.
Сегодня, согласно католической традиции, период Адвента, с одной стороны, является подготовкой к светлому празднику Рождества Христова, когда верующие вспоминают о первом пришествии Сына Божьего к людям, а с другой стороны, призывом задуматься о втором пришествии Христа в день Страшного суда. В любом случае для Церкви это период радостного ожидания.
В Германии к первому воскресенью Адвента дети получают в подарок особый календарь на весь месяц до Рождества. Он может иметь различную форму, но главное в нём - это сюрприз на каждый день. В календаре столько же закрытых окошечек, сколько дней до Рождества. Каждый день ребёнок открывает одно из них и находит внутри сладости или игрушку. Первоначально целью этого календаря была подготовка ребёнка к наступающему празднику. Поэтому раньше за створками окошка помещались цитаты из Библии, отрывки из праздничных песнопений или житий святых, праздники которых отмечаются в период Адвента. Постепенно Календарь утратил своё религиозное значение, превратившись в коробку со сладостями.
Ещё одним традиционным атрибутом периода Адвента в Европе является особый венок. Его сплетают из еловых или сосновых веток, украшают лентами и устанавливают на нём 4 свечи - одну на каждое воскресенье Адвента. Сегодня ленты и свечи, в Германии как правило, красного цвета, а например, в Польше, как и первоначально они фиолетовые, что напоминает о необходимости покаяния в предрождественское время. Зелёные ветви ели или сосны символизируют жизнь, а замкнутый круг венка - это символ вечности, а тем самым и самого Бога.
Обычай украшать дома особыми венками появился в Германии сравнительно недавно. В середине прошлого века протестантский священник Иоганн Генрих Вихерн украсил люстру в своей церкви еловыми ветками и свечами. В каждое из 4 воскресений Адвента он зажигал очередную свечу. Это нововведение понравилось и стало быстро распространяться среди протестантов. Католическая Церковь долгое время отказывалась перенять этот протестантский обычай, называя его языческим. Тем не менее, в 30-40-х годах 20 века немецкие католики также стали украшать свои дома венками. Сегодня в Католической Церкви так объясняется символика венка: свет четырёх свечей означает постепенное приближение к свету Рождества Христова. Зелёные ветви венка символизируют жизнь и общность. Весь же венок является символом надежды на то, что победа останется не за тьмой и смертью, а за светом и жизнью. В некоторых традициях в первое воскресенье Адвента люди приносят свои венки для освящения в церковь. Как правило, церемония освящения совершается во время литургии после чтения Евангелия и проповеди либо сразу же по окончании богослужения. Освящение Адвентового венка может происходить и как часть литургии Домашней Церкви - на семейной молитве начала Адвента.
В Польше свежа Адвентовая традиция посещать ежедневно заутренние Роратные мессы - посвященные Деве Марии. В некоторых храмах они проводятся только при свечах.
В период Адвента даже люди не слишком религиозные пребывают в приподнятом настроении. Ведь с этим временем у них часто связаны воспоминания об ожидании Рождества в детстве. А песнопения Адвента всегда звучат, на удивление, свежо, - может быть, потому, что исполняются они только в течение четырёх недель в начале церковного года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий