АЗБУКА РОЖДЕСТВА

Азбука Рождества


«Рождество опять застало тебя врасплох»
Борис Гребенщиков




Доброго времени суток, Дорогой гость!
Вас принес Рождественский ветер? Или Вы заскочили на серфе, простите, сноуборде? Как бы то ни было я очень рада Вам.
Открою секрет заранее: одна из Рождественских традиций – принять как лучшего друга любого гостя, пришедшего в Ваш дом в Рождественское время.
А может мы с вами похожи в том, что испытываем таинственное притяжение к празднику Рождества. Вот я и решила открыть свой сайт немного пораньше, чтобы успеть приготовиться.
Да и потому что само время подготовки к Рождеству овеяно тайной. В эти дни Рождества и Нового года даже время словно становится материальным, и потому хочется отделить его от остального времени чем-то необычным и невероятным. А что же может быть невероятнее Магии Рождества?
Итак….

пятница, 10 декабря 2010 г.


История празднования Рождества Христова
Трудно себе представить, чтобы христиане когда-либо могли не праздновать дня рождения своего Спасителя, чтобы не "помнили" "и не святили" этого дня.
Не случайность, что христиане обыкновенно не празднуют дня рождения своего, а празднуют именины, т. е. день крещения. Этим христианин показывает через Таинство Крещения он рождается к истинной жизни.
Древние христиане называли днем рождения день смерти человека и называли самым серьезным образом. Для дня кончины мучеников самое принятое название было natalitia, "родины". Но рождение Спасителя было настолько необычно, было таким счастьем для мира, что и сравнивать его нельзя с каким бы то ни было человеческим рождением.


Христос для христиан был до того небесным человеком, вторым Адамом, Господом с небес, что мысль их не могла достаточно любовно останавливаться на его плотском рождении. Скорее хотелось праздновать Его воскресение, вознесение на небо, ниспослание Духа Святого, чем "еже по плоти" рождество Его. И действительно, все эти праздники древнее Рождества, несравненно древнее его празднование простого воскресения. Древнее его и праздники в честь мучеников.

Древняя церковь раньше, чем Рождество Спасителя стала праздновать Его Крещение.
Праздник в честь Крещения Господня и назвала его Богоявлением, так как в этот день Христос явил Себя Богом, предстал как Бог, как Единый от Троицы.
Крещение и Рождество, таким образом праздновалось в один день под общим названием "Богоявления", и именно в день, посвященный ранее одному Крещению - 6 января. Так по крайней мере было в IV, V и даже отчасти в VI веках в Палестине, Египте и других местах Востока. Армянская церковь, отделившаяся от католической в эту эпоху, сохранила эту практику доселе: она празднует Рождество Христово 6 января и не имеет праздника Крещения.

Впервые отделен был праздник Рождества Христова от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию при папе Юлии.

Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеворот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 декабря), а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеворота назывался днем "Непобедимого" (dies Invicti), т.е. днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне.

В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18-23 декабря в римском культе посвящено было чевствованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, чевствованию потому носившему мрачный характер.

За этим печальным праздником "бога времени" следовал светлый праздник "бога солнца", как и у нас пост предшествует великим праздникам. И после победы язычества над христианством праздник этот с особенным блеском совершался в Риме по крайней мере так совершен он был при императоре Юлиане Богоотступнике (по его свидетельству).

Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, и перенесли в Риме с 6 января на этот день воспоминание Рождества Христова, Рождения Иисуса Христа - Света Незакатного.

За Римом последовали и все Восточные Церкви. При этом замечательно, что из Восточных Церквей на праздник этот впервые произносят проповеди три великие Святителя: Василий Великий в Кесарии, Григорий Богослов в Константинополе и Иоанн Златоуст в Антиохии.

Относительно Святого Златоуста из его же бесед мы узнаем не только то, что именно он ввел в Антиохии этот праздник по примеру Римского престола, но с какой постепенностью и осторожностью делалось это нововведение. Предание Церкви говорит, что Кирилл или Ювеналий, епископ Иерусалимский, письмом к папе Юлию жаловался на неудобство праздновать Рождество Христово и Крещение в один день: "Нельзя идти в одно время в Вифлеем и на Иордан" и просил исследовать и определить день Рождества Христова. Папа рекомендовал практику Римкой церкви - праздновать Рождества 25 декабря.

Василий Великий поручил Григорию Богослову установить на Константинопольском соборе это празднование. Златоуст на это тоже дал согласие. Из Кипра призван был Епифаний, что бы, в качестве урожденного еврея, на основании Писаний утвердить день.

Древней Церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения Христова. По словам Климента Александрийского (III в.), одни полагали это событие в мае - 20, другие в январе - 10 или 6; по другим свидетельствам III - II веков Рождество Христово приурочивается к 25 или 28 марта. Но уже в IV веке Церковь пришла к единодушному решению этого вопроса именно в пользу 25 декабря, и на основании приблизительно следующих соображений.

Месяц и день смерти Христовой точно известен из Евангелий; а в церкви издавна распространено было убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос зачат был в тот же день, в который пострадал, т.е. в еврейскую пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта.

Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату 25 декабря. Эту дату принимает уже святой Ипполит (III в.); ее защищают святой Златоуст и блаженный Августин.
Таким образом, весьма вероятно, что и само событие Рождества Христова падало на время, когда оно и празднуется. Если должно быть соответствие между течением природной жизни в мире и благодатной жизни, то как не было более весны подходящего времени для зачатия и воскресения Христова, так уместнее всего было Рождество Его в пору года, являющуюся лучшей после весны.
Нынешняя разбежка в праздновании касается разницы Юлианского и Григорианского календаря. Эти две недели Рождественского празднования в Римско-католической Церкви заканчиваются 6 января Праздником Трех волхвов. А на наших территориях плавно переходит в Православный праздник Рождества Христова, когда все вместе христане поют: "Христос рождается! Славим Его!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий